Одной из особенностей бухгалтерского учета кассовых операций является ежемесячная взаимосверка данных бухгалтерского учета и фактического наличия денежных средств в кассе организации.

Инвентаризация (ревизия) наличных денежных средств в кассе производится комиссией, назначенной приказом руководителя организации, в присутствии кассира проводится внезапная ревизия кассы. При этом полистно проверяются наличные деньги, денежные документы, ценные бумаги, бланки строгой отчетности.

Хранение в кассе денежных средств, не принадлежащих организации, запрещается, и при обнаружении они считаются излишками. Результаты инвентаризации оформляются актом.

Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 г. 88 утверждены типовые формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества. Применительно к кассовым операциям следует отнести следующие документы:

  • Приказ (распоряжение) руководителя организации о проведении инвентаризации Инв.-22;
  • Журнал контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации Инв.-23;
  • Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них Инв.-8;
  • Акт инвентаризации драгоценных, природных алмазов и изделий из них Инв.-9;
  • Акт инвентаризации наличных денежных средств Инв.-15;
  • Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности Инв.-16;
  • Акт контрольной проверки правильности проведения инвентаризаций ценностей Инв.-24;
  • Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации Инв.-24;
  • Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией Инв.-26.

Приказ по форме ИНВ-22 (по ОКУД 0317018) является письменным заданием, конкретизирующим содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации проверяемого объекта, а также персональный состав инвентаризационной комиссии. Приказ подписывается руководителем организации и вручается председателю инвентаризационной комиссии.

Форма акта Инв -15 (по ОКУД 0317013) формируется по результатам инвентаризации кассы организации на предмет соответствия фактического наличия денежных средств, марок, чековых книжек и т.п. с данными бухгалтерского учета. Акт составляется в двух экземплярах (кроме ситуации со сменой материально-ответственных лиц) и подписывается всеми членами комиссии и лицами, ответственными за сохранность ценностей.

Форма инвентаризационной описи Инв-16 (по ОКУД 0317014) формируется по результатам инвентаризации материально-ответственных лиц организации на предмет соответствия фактического наличия, ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности данным бухгалтерского учета. Опись составляется в двух экземплярах и подписывается членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами. При смене материально ответственных лиц опись составляется в трех экземплярах.

Журнал по форме ИНВ-23 применяется для оформления проведения инвентаризаций и контрольных проверок правильности проведения инвентаризации. В данном журнале регистрируются приказы о проведении инвентаризации, составленные по форме ИНВ-22. Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются актом по форме ИНВ-24 и регистрируются в Журнале учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций по форме ИНВ-25.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, когда была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:

  • излишки денежных средств и документов подлежат оприходованию и зачислению на финансовые результаты организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;
  • недостачи денежных средств относятся на виновных лиц, если виновные лица не установлены – на финансовые результаты в составе прочих расходов организации.

Результаты инвентаризации денежных средств оформляются актом. На оборотной стороне акта материально ответственное лицо пишет объяснение излишков или недостач, установленных инвентаризацией, а руководитель принимает решение об их списании. После проведения инвентаризации составляется Акт по форме ИНВ-15, два экземпляра которого подписываются всеми членами комиссии. Результат доводится до руководителя. Один акт передаются в бухгалтерию, а второй передается материально ответственному лица. Если инвентаризация проводится при смене кассира, то Акт составляется в трех экземплярах.

В рамках инвентаризации кассы можно также проверять правильность заполнения первичных документов, отражения их реквизитов в соответствующих журналах. Ведь правильность и хронологическая последовательность заполнения всех необходимых документов – залог сохранности денежных средств.

 

РАЗРЕШИТЕ МНЕ ПОМОЧЬ ВАМ

Please type your full name.
Некорректно указан адрес!
Номер телефона может состоять только из цифр!
Please tell us how big is your company.
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
­